Мемфис - очень противоречивый стиль. Его можно любить или ненавидеть, но он является одним из ярких пятен в истории дизайна. А так как история циклична, то отдельные элементы стиля находят отражение в современном интерьере.
Все началось с песни Боба Дилана
Декабрьской ночью 1980 года Этторе Соттсасс собрал в своей квартире в Милане друзей-архитекторов для мозгового штурма. Он должен был создать новую линию мебели с плотником Ренцо Бруголой. На тот момент Соттасс уже был известным дизайнером. Он сделал себе имя в 1969 году с помощью вишнево-красной пишущей машинки Valentine от
Olvetti — продукта, которым Apple вдохновится при разработке iPod.
Во время обсуждения как раз и прозвучала знаковая песня. Вдохновившись саундтреком Дилана, команда приступила к работе. Они хотели создать противоположность господствующим стилям того времени, например минимализму, отрицающему яркие цвета и принты, которые Соттсасс так любил. Это был новый взгляд на цвет, своеобразный синтез ар-деко и поп-арта, но ярче и смелее, чем раньше. Так родилось движение Мемфис, а его название было взято из песни: “Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again” («Снова застрял внутри мобильного телефона с Мемфисским блюзом»).
Группа из 21 дизайнера шокировала всех присутствующий на мебельной ярмарке в Милане (Salone del Mobile 1981). Геометрические формы, пастельные и неоновые оттенки, черепица терраццо, монохромные полосы и, возможно, самые причудливые из всех, оттенки, были добавлены в китчевый микс.
Хотя команда Мемфиса продолжала выступать на фестивале в течение следующих семи лет, к 1988 году она распалась, а ее основатель сошел с корабля тремя годами ранее. Каким бы недолговечным он ни был, Мемфисский канон был основополагающим и почитался некоторыми из лучших креативщиков мира.
Карл Лагерфельд был поклонником направления и купил всю первую коллекцию Соттсасса, украсив свой дом в Монако в знак уважения к движению. Дэвид Боуи тоже был поклонником, и когда его коллекция произведений искусства была продана с аукциона Sotheby's за 1,3 миллиона фунтов стерлингов в 2016 году, более 400 его сокровищ были признаны творениями Мемфиса - среди них боковой столик Фламинго Микеле Де Лукки, кресло Bel Air Питера Шира и перегородка Carlton Соттсасса. Даже на моду Мемфис оказал свое влияние – кутюрная коллекция AW11 от Christian Dior отдала дань уважения группе пенистыми юбками в пастельных тонах, платьями в стиле тераццо и геометрическими головными уборами.
Мемфис возвращается.
В наши дни Мемфис кажется еще более современным и все более эксклюзивным. У этого направления есть множество поклонников и последователей среди современных дизайнеров. Даже те, кто менее увлечен движением, не могут отрицать его влияние на индустрию.
В книге “More is More”, посвященной истории движения и его современным последователям, представлены такие проекты, как “Розовая зебра” студии Renesa для бара в Канпуре или работа Саши Бикоффа в 2017, который преобразил ежегодный выставочный дом Kips Bay Decorator Show House.
«В нем есть определенное уродство и дерзость, которые в то время, вероятно, казались панковскими, но теперь кажутся очаровательными», - говорит дизайнер интерьера Том Барлетт, который создал мемфисскую мекку в лондонском доме Кары Делевинь.
Камиль Валала, дизайнер текстиля, графики и интерьера, является еще одним креативщиком, который пожинает плоды труда группы Memphis. Ее гравюры в стиле Мемфиса оживили здания по всему миру, от Лондона до Нью-Йорка. Отправляйтесь на Сингер-стрит в Шордиче, чтобы увидеть ее дизайн “Dream Come True” на фасаде офисного здания Splice; в промышленный город Бруклина, чтобы увидеть ее творение trompe l'oeil, нарисованное на внешней стороне складского блока; или в Огайо, где она оживила банк 1920-х годов, превращенный в студию йоги буйством красок.
Джонатан Адлер, чьи предметы домашнего обихода и мягкая мебель были описаны как «нео-Мемфис», берет сахариновые оттенки и сочетает их с китчевыми эмблемами, от радужной посуды до акриловых скульптур. В основе творчества Адлера лежит насмешливая игривость, которая улавливает сущность Мемфиса. Это и радужные горшки, украшенные конфетными полосками; неоновые подушки с посланиями «Леди-босс» и «Доброжелательный диктатор» и необычные керамические фигурки разных форм.
Даже популярный розовый, сахариновый оттенок, который впервые поднял свою изящную голову в 2012 году, можно проследить до Мемфиса - это был оттенок Соттсасса. Этот оттенок использовала в своем проекте студия дизайна Индия Махдави, чей дизайн ресторана Sketch в Лондоне выиграл множество наград и собрал большое количество отзывов и публикаций в социальных сетях.
По сути, основным посланием Мемфиса является просто желание не воспринимать дизайн слишком серьезно. И даже спустя годы, это направление никого не оставляет равнодушным!
Расскажите, а как вы относитесь к этому стилю?
Вы удачно подписались на обновления нашего сайта, теперь на почту вы будете получать интересные новости и ничего не пропустите)